Почему лучше свой бизнес, а не франшиза

118
4 минуты
Почему лучше свой бизнес, а не франшиза
На фото: Максим Котляренко

В определённый момент времени большинство начинающих бизнесменов, решивших покончить с наёмным рабством и организовать своё дело, оказываются на перепутье — каким путём им идти? Можно, конечно, начинать строить свою маленькую «бизнес-империю», ценой своих пота и крови укладывая каждый её кирпичик. А можно не особо рисковать и приобрести франшизу. Казалось бы на первый взгляд, преимущества франшизы для новичка неоспоримы — и известный бренд, и готовое руководство к действию в виде подробного бизнес-плана, где франчайзи увидит и перечень поставщиков, и график расходов, в котором будет указано, куда придется потратить деньги, и рекомендации по территориальному расположению и организации предприятия (как и где лучше открыть свое предприятие под этой франшизой), и анализ безубыточности, который расскажет, какое количество товара ему необходимо продавать, и многое-многое другое, неоспоримо полезное.

С одной стороны, идеальный вариант для новичка, который еще не набрался достаточного количества опыта и профессионализма, чтобы действовать самостоятельно, но с другой стороны — наберётся ли? Если очень утрировать, весь процесс деятельности по франшизе похож на игру-симулятор настоящего бизнеса — примерно в той же степени, в которой компьютерная игра-симулятор жизни The Sims похожа на реальную жизнь. У бизнеса по франшизе есть свои несомненные плюсы, но в этой статье речь пойдёт о том, почему свой бизнес лучше франшизы. Рассказывает Максим Котляренко, руководитель компании "Стартап под ключ".


Шаг влево, шаг вправо — расстрел

Самостоятельность франчайзи существенно ограничена. То есть её нет. Так как франчайзер согласился продать предпринимателю франшизу, то на первых порах за последним обязательно будет вестись наблюдение. Это логично — каждая успешная компания дорожит своим именем, особенно если это раскрученный бренд. Необходимо, чтобы франчайзи неукоснительно выполнял каждый пункт договора, работал только по строго определенному формату, и к тому же он существенно ограничен в управлении — практически по всем политическим вопросам он обязан будет проводить согласование с правообладателем. 

Но если оступился? Форс-мажор, который привел к сбою работы «системы». Во всех сферах деятельности часто случаются непредвиденные ситуации, и франшиза не исключение. И риски ошибки существенно повышаются, когда дело ведёт новичок без опыта. Двойку в дневник ему не поставят, но договор вполне могут расторгнуть. А деньги-то уже уплачены!


Нужно больше золота

Следующий минус франшизы — это цена франшизы. В нашей стране размер паушального взноса известных компаний колеблется в районе десятков тысяч долларов. Например, франшиза российской сети дисконт-баров Killfish стоит около 10 тысяч долларов, а McDonald’s — порядка 60, плюс депозит 10 тысяч за обучение. Франчайзеры на свое усмотрение могут требовать и другие отчисления — все зависит от известности бренда, а также от количества заведений, которые открыты по франшизе.

Не так уж и мало, правда? И это даже не инвестиционный бюджет, это просто право открыться под определённым брендом. Помимо этого, впереди еще затраты на несколько десятков тысяч долларов минимум. А после открытия ещё регулярные выплаты роялти, сборы на рекламу и т. д. — в бизнесе по франшизе действует правило: чем выше доход компании, тем больше взносов придется платить франчайзи. Больше шансов дожить до пенсии, чем до окупаемости проекта! Ладно, это шутка... Но в каждой шутке... 


Стабильность нашего положения никакими улучшениями не испортить

На первый взгляд, предоставление франчайзером конкретных поставщиков кажется большим плюсом — начинающему предпринимателю нет нужды днями и ночами искать на рынке более интересные варианты, стремясь снизить расходы операционного периода, чтобы заработать денег. Другой несомненный плюс — то, что предоставляемые франчайзером поставщики уже годами проверены и надёжны — на их счёт можно не волноваться: они не подведут.

Но после некоторого времени стабильной работы предприниматель, который стремится к развитию, понимает, что его неразрывное сотрудничество с теми же поставщиками его больше не радует, как поначалу, а скорее напоминает порочную связь с мафиозным картелем из гангстерского боевика — связь, рискнув разорвать которую из игры уже практически не выйти живым...

Всё дело в том, что цены этих поставщиков фиксированы, и предприниматель не имеет права искать более выгодных для себя поставщиков при том же уровне качества продукции, чтобы повысить маржинальность предприятия.

Та же история и с ценами на продажу готовой продукции/предоставление услуг. Франчайзи не имеет права повысить цену и на 2 рубля. Франчайзи вынужден закупать продукцию по установленной цене и реализовать ее также по установленной цене — повысить свою маржинальную прибыль просто не представляется возможным.


Это моя игрушка

По окончании срока договора франчайзи покидает бизнес. И он опять в свободном плавании. Без комментариев.


Заключение

Информация в данной статье не носит рекомендательный характер — всё относительно и индивидуально. Кому-то франшиза будет удобнее ввиду своей прозрачности и стабильности: предприниматель всегда понимает, какой точно доход он получит. Но вот вопрос — бизнес ли это? Или песочница? Или облачённая в костюм бизнеса более прогрессивная форма наёмного рабства, от которого бежал предприниматель?

  • Комментарии
Загрузка комментариев...